“Зачем Трамп пригласил Зеленского, или Дьявол прячется в деталях”, – Портников
“Приглашение, направленное президентом США Дональдом Трампом новому украинскому президенту Владимиру Зеленскому – вне всякого сомнения, большая удача украинской дипломатии”, – пише у своєму блозі політолог Віталій Портников, повідомляють Патріоти України, і продовжує:
“Еще несколько дней назад могло показаться, что у нового украинского руководства назревает серьезный конфликт с Белым домом. Адвокат Трампа Рудольф Джулиани даже не пытался быть дипломатом, когда оценивал окружение Зеленского и олигархическое влияние на него. Медиа утверждали, что назначения, которые Зеленский сделал в своей администрации, только усилили недовольство Белого дома. Но теперь у Зеленского появляется прекрасный шанс поговорить с Трампом без посредников – а в дипломатии это всегда важнее, чем любой обмен публичными заявлениями.
Впрочем, дьявол в таком общении, как обычно, прячется в деталях. Во-первых, мы не знаем, когда именно состоится встреча Трампа и Зеленского. До того, как американский президент встретится со своим российским коллегой в Осаке, или уже после встречи Трампа и Путина? Это очень важный момент. В первом случае Зеленскому и его команде, возможно, удастся повлиять на само содержание переговоров американского и российского лидера по конфликту на Донбассе. Во втором случае Зеленского просто ознакомят с тем, о чем договорились – или не договорились – Трамп и Путин. А ведь от сути их договоренностей может зависеть и разрешение кризиса на востоке Украины, и судьба президентства Зеленского, от которого его избиратели ожидают окончания конфликта – но не ценой капитуляции Украины.
Во-вторых, важно понять, насколько сегодня для американской администрации необходимо использовать украинскую тему в предстоящей предвыборной кампании. Судя по последним заявлениям Трампа, он всерьез намерен перебить разговоры о российском вмешательстве доказательствами вмешательства украинского. В частности, тем, что руководство украинских силовых структур, при содействии тогдашнего руководства страны, пошло навстречу администрации Барака Обамы и обнародовало материалы, дискредитировавшие бывшего главу предвыборного штаба Трампа и консультанта сбежавшего в Россию президента Виктора Януковича Пола Манафорта. Ну, а дальше уже все пошло по хорошо известному сценарию.
Но украинский пакет состоит их двух частей, и вторая его часть является куда более болезненной для Зеленского. Она касается расследования причастности Хантера Байдена, сына бывшего вице-президента США, к деятельности украинской нефтегазовой компании Burisma Holdings после 2014 года. То есть уже после того, как его отец Джозеф Байден стал ключевой фигурой в американской администрации по всем вопросам, связанным с Украиной.
Историю с Хантером Байденом могут использовать, чтобы скомпрометировать его отца, который сейчас стал наиболее рейтинговым кандидатом в президенты США от демпартии. Попробуют доказать, что высокооплачиваемая работа Байдена-младшего была, по сути, взяткой, проявлением коррупции. И что именно в связи с этой работой Байден-старший вмешивался в кадровую политику президента Петра Порошенко, требуя от того незамедлительно уволить генерального прокурора страны Виктора Шокина, занимавшегося, в частности, расследованием дел, связанных с «Бурисмой». Новый генеральный прокурор Украины Юрий Луценко от этих расследований отказался, но, впрочем, совсем недавно открыл их вновь.
Команда Байдена, разумеется, все обвинения опровергает, утверждает, что о работе своего сына он вообще узнал из медиа и никаких доказательств его причастности и заинтересованности нет. Но они как раз и должны появиться! И это может стать важной темой американско-украинских консультаций – пусть даже не в самом Белом доме, а на пороге Белого дома.
И тут Зеленскому предстоит сделать тяжелый выбор. Соглашаясь с украинским участием в расследовании «дела Байдена», он рискует двухпартийной поддержкой своей страны в конгрессе США (в ней могут отказать демократы), и ставит под сомнение эту поддержку вообще, как таковую, в случае провала Трампа на будущих выборах. А отказываясь от участия, он рискует двухпартийной поддержкой своей страны в конгрессе США, но уже со стороны партии президента, и ставит под сомнение саму возможность своего диалога с президентской администрацией. О том, что будет, если потом Трампа переизберут, не хочется даже думать.
Как выйти из этой ситуации, непонятно. И тут уж не станешь обвинять Зеленского в неопытности, тут любой самый опытный человек окажется в замешательстве. Будь я американским журналистом — в такой ситуации надеялся бы на американские институции и приоритеты. Но поскольку я украинский журналист, мне остается надеяться только на чудо”.